«Воспитание — дело трудное,
и
улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека,
ибо
нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».
Сократ.
Клятва педагога
Переступая порог детского
сада и имея высокое звание российского педагога,
торжественно клянусь: всю
свою жизнь, знания и силы посвятить воспитанникам,
воспитывая их в духе гуманизма, опираясь на принципы гуманистической педагогики, педагогики успеха и творчества; беззаветно любить детей, дорожить их доверием, охранять их права на достойную жизнь в нашем государстве; систематически совершенствовать свои профессиональные знания и педагогическое мастерство, использовать в своей работе знания и опыт педагогической науки, своим практическим трудом способствовать прогрессу педагогической науки; свято хранить и развивать благородные традиции отечественной педагогики, во всех своих действиях
руководствоваться принципами гуманистической
морали, всегда помнить о высоком призвании педагога, о своей высокой миссии и ответственности перед подрастающим
поколением, которое мы воспитываем
и обучаем, тем самым определяя
будущее России.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Данный Этический Кодекс Педагога (далее – ЭКП) – документ, разработанный с
целью создания корпоративной культуры в детском саду, улучшения имиджа
учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашего сада,
совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого
развития в условиях современных перемен.
2. Кодекс – это свод
основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя
которым мы укрепляем высокую репутацию детского сада, поддерживая его
авторитет и продолжаем традиции предшествующих поколений педагогов и
воспитанников.
3. Кодекс определяет
основные принципы совместной жизнедеятельности воспитанников, педагогов и
сотрудников детского сад, которые должны включать уважительное, вежливое и
заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и
ответственности за функционирование детского сада.
4. Детский сад обязан
создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.
5. Изменения и дополнения
в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических педагогов,
так и иных служб (Педагогического совета детского сада, Администрации)
образовательного учреждения; изменения и дополнения утверждаются Комиссией по
этике.
6. Кодекс является
документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного
процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится до
сведения педагогов на педсовете, родителей – на родительских собраниях, детей
– на вечерах досуга. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным
документом.
7. Нормами
Этического Кодекса Педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники детского
сада, работающие с детьми.
8. Данный Этический Кодекс
Педагогов определяет основные нормы профессиональной этики, которые:
- регулируют
отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами сообщества
образовательного учреждения;
- защищают их
человеческую ценность и достоинство;
- поддерживают качество профессиональной
деятельности педагогов и честь их профессии;
- создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии,
ответственности и справедливости.
1. Предмет регулирования
1.1. Кодекс регулирует
социальные нормы (правила поведения) педагога.
1.2. Кодекс способствует
созданию условий, в которых педагог сможет
совершенствоваться,
1.3. ГБДОУ детский сад № 53
обязан ознакомить с Кодексом всех участников образовательного процесса.
2. Цель Этического
Кодекса Педагога
2.1. Целью Кодекса
является внедрение единого регламента, способствование повышению уровня самосознания,
самодисциплины и взаимного уважения.
3. Сфера
регулирования
3.1. Кодекс
распространяется на всех педагогических сотрудников ГБДОУ детского сада № 53.
3.2. Руководитель детского
сада, Педагогический сад, администрация детского сада, Комиссия по этике, педагоги
и другие сотрудники детского сада, родители способствуют соблюдению этого
Кодекса.
4. Источники и
принципы педагогической этики
4.1. Нормы педагогической
этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций советско-российских
дошкольных учреждений, конституционных положений и законодательных актов
Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав
ребенка.
4.2. Основу норм ЭКП составляют следующие основные
принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность,
терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.
5. Механизмы внедрения
Кодекс – управленческий инструмент, дающий
возможность использовать его для разрешения сложных этических ситуаций.
Объяснение целесообразности введения Этического Кодекса в организации,
значимость этих норм как для организации, так и для сотрудника проходит в
форме предварительной внутренней PR-компании в процессе индивидуального
изучения проекта, внесения предложений и поправок, обсуждения на
педагогическом совете, принятия педагогическим советом, утверждения
руководителем образовательного учреждения.
Цель всех мероприятий по внедрению – сделать Кодекс
понятным.
6. Оптимальными
формами внедрения являются
1) информационное
обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм его
реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций; интерактивные
семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении;
2) интерактивные семинары,
информирующие о Кодексе и его исполнении;
3) трансляция через
менеджмент;
4) стимулирование
сотрудников, организация конкурсов внутри детского сада с выдачей грамот,
похвальных листов; рекомендации об участии сотрудников в районных и
городских, региональных мероприятиях;
5) возможность выявления и
реагирования на факты этических нарушений.
Для этого создается
«Комиссия по этике» в функциональные обязанности которой входит прием
вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие
ситуации.
Глава 2. Основные
нормы
1. Личность
педагога
1.1. Профессиональная этика
педагога требует преданности своей
работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.2. Педагог требователен
по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны
самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
1.3.Для педагога
необходимо постоянное обновление. Он занимается самообразованием, повышением квалификации и
поиском наилучших методов работы.
2. Ответственность
2.1. Педагог несет
ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы
– образования и воспитания подрастающего поколения.
2.2. Педагог несет
ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие
учащихся.
2.3. Педагог несет
ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные
ресурсы.
3. Авторитет,
честь, репутация
3.1. Своим поведением
педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную
честь педагога.
3.2. Педагог передает
молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности,
принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.3. В общении со своими
учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен.
Он знает и соблюдает нормы этики и этикета.
3.4. Авторитет педагога
основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о
воспитанниках.
3.5. Педагог воспитывает
личным примером, избегая морализаторства.
3.6. Педагог имеет право
на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен
наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с воспитанниками и
коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
3.7. Педагог дорожит своей
репутацией.
Глава 3.
Взаимоотношения с другими лицами
1. Общение педагога
с воспитанниками
1.1. Педагог сам выбирает
подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
1.2. Педагог выбирает методы работы, которые поощряют в его воспитанниками
развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность,
инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание
сотрудничать и помогать другим.
1.3. Требовательность
педагога по отношению к воспитанникам позитивна, является стержнем
профессиональной этики педагога и основой его саморазвития.
1.4.Педагог никогда не
должен терять чувства меры и самообладания.
1.5. Педагог является
беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.
Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог
должен постараться исправить свою ошибку.
1.6. При оценке достижений
воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо
тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного
поддержания видимости эффективности деятельности.
1.7. При оценке поведения
и достижений своих учеников педагог стремится укреплять их самоуважение и
веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать
мотивацию обучения, создавая ситуацию успеха.
1.8. Педагог соблюдает
дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему
воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет
своим служебным положением.
1.10. Педагог не имеет
права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том
числе и дополнительную.
1.11. Педагог терпимо
относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников.
Он не имеет права навязывать воспитанником свои взгляды, иначе как путем
дискуссии.
1.12. Педагог постоянно
заботится о культуре своей речи и общения.
2. Общение между
педагогами
2.1. Взаимоотношения между
педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения.
Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не
принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
2.2. Педагог как образец
культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим
коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение
(пренебрежения) к коллеге, что недопустимо.
2.3. Педагоги избегают
необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае
возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же
педагоги не могут придти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то
одна из сторон имеет права направить в Комиссию по этике просьбу помочь
разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о
необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.
2.4. Педагоги Комплекса
стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего
дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
2.5. Преследование
педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть
конструктивной. В детском саду не должно быть места сплетням.
Сотрудники детского сада
при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и
переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь детского
сада за ее пределами, в том числе и в социальных сетях Интернет (доп.
документ о неразглашении конфиденциальной информации).
Если оное будет выявлено
членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками детского сада, а также воспитанниками,
то Комиссия имеет право вызвать на Особый педсовет «нарушителя» (педагога, воспитанника,
сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и привлечь
его к определенной дисциплинарной ответственности (выговор).
2.6. Вполне допустимо и
даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и местами даже реклама
педагогов о детском саду за пределами учебного заведении, а именно выступая
на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах,
который педагог вправе проводить, участвовать за пределами дошкольного
учреждения.
2.7. Критику следует
обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если
она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях
выявления преступной деятельности.
Критика, направленная на
работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна
унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной,
конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и
решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых
педагогических дискуссиях.
2.8. Педагоги не
прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет известно
Комиссии по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению
прикрытых ошибок, проступков и т.д.
3. Взаимоотношения с администрацией
3.1. Детский сад № 53 базируется на принципах
свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Администрация
детского сада создает возможности для полного раскрытия способностей и умений
педагога как основного субъекта образовательной деятельности.
3.2. Администрация детского
сада терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских
взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности
договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов,
квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному
выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
3.3. Администрация не
может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их
убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения
администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.
3.4. Администрация не
может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную
с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.5. Оценки и решения
руководителя должны быть беспристрастными
и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.
3.6. Педагоги имеют
право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы детского
сада. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать
информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда.
Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на
основе принципов открытости и общего участия.
3.7. За руководителем остается окончательное право в принятии
решения в разрешении возникшего конфликта, но Комиссия по этике может
рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств)
Педсовету и руководителю о принятии какого-либо решения, которое было принято
коллегиально членами Комиссии, также руководитель, вне зависимости от решения
Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.
3.8. Педагоги детского
сада уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при
возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением
этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то
конфликт разбирается Комиссией по этике.
3.9. В случае
выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных сотрудников
администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель детского сада должен принять решение
единолично или при необходимости привлечь Комиссию по этике для принятия
кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям.
4. Работа по контрольно-оценочной деятельности
4.1. Педагоги используют в
своей трудовой педагогической деятельности контрольно-оценочную деятельность как
условие для эффективного управления образовательным процессом в современном дошкольном
учреждении.
4.2. Педагоги используют контрольно-оценочную деятельность как
необходимую информационную площадку для реализации
учебно-воспитательного процесса. Деятельность в данном направлении
подразумевает элементарные нормы поведения (информационную культуру), а
именно прямую и обратную связь между участниками (учителями, учениками и их
родителями). Иметь культурную привычку отвечать своевременно на вопросы
участников, не игнорировать и не высказывать высокомерие дистанционно.
4.3. Не рассылать всем
участникам информацию, не имеющую отношения ко всем, если она принадлежит
одному или нескольким участникам. Поэтому необходимо выработать культуру
отправки информации конкретным адресатам.
4.4. Контрольно-оценочная
деятельность - не место выяснения
отношений между участниками.
5. Отношения с родителями (законными
представителями) воспитанником
5.1.Консультация родителей
по проблемам воспитания детей – важнейшая часть деятельности педагога. Он
устраняет причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в детском
саду.
5.2.Педагог не разглашает
высказанное детьми мнение о своих родителях (законных представителях) или
мнение родителей (законных представителей) о детях. Передавать такое мнение
другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое
мнение.
5.3. Педагоги должны
уважительно и доброжелательно общаться с родителями (законными
представителями) воспитанника.
5.4. Отношения педагогов с
родителями (законными представителями) не должны оказывать влияния на оценку
личности и достижений детей.
5.5. На отношения
педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка,
оказываемая их родителями или опекунами детскому саду.
6. Взаимоотношения
с обществом
6.1. Педагог является не
только учителем – дефектологом и воспитателем детей, но и общественным
просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным
человеком.
6.2.Педагог старается
внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп
сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает
распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать
проблемы, разногласия, знает способы их решения.
6.3 Педагог понимает и исполняет свой гражданский долг и
социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также не
склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения
и слиться с ним.
7. Академическая
свобода и свобода слова
7.1. Педагог имеет право
пользоваться различными источниками информации.
7.2. При отборе и передаче
информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и
пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства
недопустимо.
7.3. Педагог имеет право
открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о дошкольной,
региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также о
действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не
могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
7.5. Педагог не имеет
права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.
8. Использование
информационных ресурсов
8.1. Педагоги должны
бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют
права использовать имущество детского сада (помещения, мебель, телефон,
телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, инструменты
и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых
педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны
регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.
9. Личные интересы
и самоотвод
9.1. Педагог детского сада объективен и
бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а
также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.
9.2 .Если педагог является
членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения,
в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять
беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и
берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
9.3. Педагог не может
представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением,
предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по
данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может
быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он
должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.
10. Благотворительность
и меценатство
10.1. Детский сад имеет
право принимать бескорыстную помощь со стороны физических, юридических лиц.
10.2. Педагог является
честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С
профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее
дача.
|