«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЯМИ ЗРЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ
ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ»
Ю.В. Козлова– заведующая ГБДОУ № 53
Л.А. Рудакова - заместитель
заведующей по УВР
ГБДОУ детский сад № 53 Центрального района СПБ
«Консультативно-практический центр
по абилитации детей с патологией зрения»
В
Санкт – Петербурге 20 лет работает единственное в городе дошкольное коррекционное учреждение для
слепых и слабовидящих детей и детей с тяжелой сочетанной патологией (дети с
ДЦП, глухие, с интеллектуальными нарушениями, множественные сопутствующие
соматические заболевания, имеющие зрительный нарушения) – «Консультативно - практический центр по
абилитации детей со зрительной патологией».
Ежегодно детский сад обслуживает более
110 дошкольников - инвалидов по зрению.
Из них тотально слепых - 20% (у детей осязательный
тип восприятия), с остаточным зрением - 30 % (зрение детей варьируется от светоощущения до 0,08,
осязательно-зрительный тип восприятия), слабовидящих - 50% (острота зрения от
0,08 до 0,2,у детей зрительно-осязательный тип восприятия).
Эти дети испытывают значительные
трудности в получении информации в связи с ограниченными возможностями
зрительного и тактильного восприятия, что значительно осложняет их
самостоятельность, социализацию в современном мире.
При этом, в последние годы мы наблюдаем
тенденцию уменьшения количества тотально слепых детей и увеличения численности
детей, развитие которых осложняется интеллектуальными, эмоционально-волевыми и
другими нарушениями. Часто, работа с ними ограничивается воспитанием в условиях
семьи.
С удовлетворением хочу отметить, что
сейчас одним из приоритетных направлений государственной образовательной
политики является включение в систему образования детей со сложными сочетанными
нарушениями развития, которые не могут посещать дошкольные образовательные
учреждения компенсирующего и комбинированного вида.
Чтобы не допустить «выпадения» этих сложных
детей из социума и предотвратить в последующем трудности социальной адаптации в
обществе, в нашем учреждении открыты 5 групп кратковременного пребывания:
§ группа раннего возраста слепых и слабовидящих детей;
§ группа раннего возраста детей сложного дефекта;
§ 2 группы детей дошкольного возраста сложного дефекта;
§ группа слепых и слабовидящих детей дошкольного
возраста.
Функционируют эти группы в четырех часовом
режиме пребывания. Предпочтительным вариантом является ежедневное посещение
ребенком групп кратковременного пребывания, для некоторых детей возможно
пребывание в группе в течение нескольких часов.
Только за последние 2 года за помощью в
группы данного типа обратилось 110 детей
с нарушением зрения и сочетанной патологией. В 2009 – 2010 учебном году
обратились за помощью 65 детей с тяжелыми нарушениями зрения, их них 63 – с
нарушением речи, 34 – с задержкой психического развития. В 2010 – 2011 учебном
году показатели изменились: нарушение зрения –
у 65 детей, посещающих группы
кратковременного пребывания, нарушение речи у 65, задержка психического
развития – у 37.
Помощь детям в группах кратковременного
пребывания имеет целенаправленный и систематический характер, включает
коррекционную составляющую в соответствии с характером и структурой нарушений.
Согласно Закону «Об образовании» наше
дошкольное образовательное учреждение разработало и реализует свою
образовательную Программу, в вариативной части которой отражен накопленный нами
опыт и специфика
воспитательно-образовательного процесса детей со зрительной и сложной комплексной
патологией групп кратковременного пребывания – их эмоционально-волевой,
познавательной, двигательной сфер.
В соответствии с ФГТ коррекционная
работа включена в обязательную часть программы, но вся специфика коррекционной
работы, ее особенности отражены в вариативной части программы.
В вариативной части нашей программы
предусмотрена работа с детьми, направленная на коррекцию отклонений в развитии,
восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное
внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха,
осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а так же формированию
навыков самообслуживания. Предполагается работа по гигиене, охране и развитию
остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы,
формированию навыков ориентировки в большом
и малом пространстве, познания себя, ориентировка по частям своего тела
и навыков самообслуживания.
Декларативным для нас является
личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, которое осуществляют
специально подготовленные педагогические кадры. Определенная
материально-техническая база помогает осуществить коррекционную работу.
В процессе общения с детьми специалисты осуществляют длительное изучение
воспитанников: контролируют их психофизическое состояние, уточняют диагнозы, оценивают результативность
обучения на разных этапах. При определении форм и содержания обучения выявляются сведения о характере,
структуре и степени тяжести нарушений, обязательно учитывается информация о
текущем состоянии здоровья воспитанника.
Цели и задачи посещения ребенком группы
кратковременного пребывания варьируются в зависимости от особенностей развития
конкретного ребенка, состояния его здоровья, индивидуальной программы
реабилитации, запросов родителей. Одни дети готовятся к включению в процесс
организованного воспитания в ДОУ, их учат контактировать с окружающими людьми,
не бояться незнакомых людей и предметов, самостоятельно или с помощью взрослого
есть, ориентироваться в пространстве группы, понимать и выполнять элементарные
инструкции, особенно относящиеся к безопасности ребенка. С другими детьми
проводят занятия, направленные на развитие их познавательных возможностей (в
том числе на развитие зрительного восприятия) коррекцию речи, коррекцию
физического развития.
Для реализации поставленных целей и
задач в нашем дошкольном учреждении разработаны авторские образовательные
программы по приоритетным направлениям развития слепых и слабовидящих
дошкольников. Эти направления реализуются в Программе на основе
комплексно-тематического подхода к планированию и интеграции деятельности всех специалистов
ДОУ.
Образовательная программа учреждения
четко обозначает, что каждый ребенок обучаем, но у каждого своя планка, свой
уровень в обучении. Это предусматривает интенсивное изучение особенностей
психического и физического развития каждого ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, поиски
организационных форм воспитания и обучения, разработку новых коррекционных технологий.
Сложность дефекта детей предполагает работу с детьми по индивидуальной
программе развития, которая учитывает гуманизацию образования, изменение
содержания и форм взаимодействия в ходе обучения.
Миссия нашего дошкольного
образовательного учреждения – индивидуальный подход к воспитанию и образованию
детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Реализация индивидуального подхода
осуществляется через медико-психолого-педагогическом сопровождение ребенка.
Важно определить проблемы (медицинские, психологические, педагогические), их
проявление и разработать сопровождение, подключив при этом родителей.
В Программе предусмотрена гибкость
подхода ко времени освоения содержания каждого этапа обучения. Переход от
одного этапа обучения к другому осуществляется на основе результатов
обязательного полного психолого-педагогического обследования всех детей в
группе, после обсуждения результатов обследования на
медико-психолого-педагогической комиссии учреждения при участии всех
специалистов, работающих с данными детьми.
В Программе в единстве решаются
коррекционно-развивающие задачи, к которым относится физическое и
моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное,
социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка, развитие его
зрительных возможностей.
Все направления коррекционной работы
являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного
обучения решается комплексно во всех используемых формах его организации.
При организации воспитания и обучения
используются различные формы проведения занятий: прежде всего индивидуальные,
но при этом приветствуются подгрупповые и групповые. Для занятий в подгруппах
дети объединятся с учетом их психофизического развитии.
Занятия проводят учителя-дефектологи
(тифлопедагоги, логопеды), психологи, воспитатели, музыкальные воспитатели,
методисты АФК при активном участии родителей. Четко соблюдаются
продолжительность занятия, перерывы между занятиями, которые составляют не
менее 10 минут. В случае необходимости время занятия может быть сокращено.
Учитывается чередование занятий, требующих от детей умственного напряжения,
занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающих
активную двигательную деятельность детей.
В процессе каждого занятия
предусматривается включение статических и двигательных нагрузок, проведение
физкультминуток, релаксационных пауз. Время занятий распределяется таким
образом, что бы с ребенком были проведены занятия с несколькими специалистами и
даны подробные консультации родителям по работе дома, на период между
занятиями.
В ходе обучения ребенка, находящегося на
индивидуальном обучении, мы стремимся к тому, что бы он общался не только с
педагогами, но включался хотя бы на небольшой период времени во взаимодействие
с другими детьми(в играх, досугах, праздниках). Для этих целей организованна
группа общения, приоритетом, которой является коммуникативная деятельность и,
прежде всего, неречевая коммуникация: мимика, пантомимика. Если позволяет
состояние ребенка. он может находиться в группе в течении определенного отрезка
времени, участвуя в совместной деятельности детей и взрослых.
Педагоги подбирают доступный
тематический и речевой материал, необходимые дидактические средства, используют
наиболее доступные виды деятельности,
где ребенок с комплексными нарушениями может участвовать в доступной для
него степени в общей работе.
Обязательным условием является
присутствие и активное участие родителей в совместной деятельности. Поддержка
родителей осуществляется постоянно: идет обучение их владению приемами общения
со своими детьми, разъяснение роли семьи в воспитании ребенка с проблемами
развития. Важным для нас является изучение проблем семьи и ее образовательных
потребностей, привлечение к сотрудничеству, консультирование, просвещение,
информирование.
В вариативной части Программы не определяются требования к знаниям и
умениям воспитанника, а определяются коррекционно-развивающие условия, которые
создаются в процессе воспитания и обучения: качество взаимодействия взрослых с
детьми, предметно-развивающей среды, программно-методического обеспечения.
Создавая индивидуальную программу, педагоги
допускают, что уровень достижений некоторых детей даже к началу школьного
обучения может быть более чем скромным. Подлинными достижениями принято считать
социально-личностную реабилитацию детей, овладения ими основами
социально-бытового и коммуникативного поведения, чувства комфортного пребывания
среди сверстников и взрослых.
Положительный эффект посещения группы
кратковременного пребывания детьми с нарушениями зрения ценен тем, что
позволяет исключить стрессовые состояния детей, в которых они оказываются без
специальной подготовки.
Реализация образовательной Программы в
группах кратковременного пребывания способствует:
·
максимальному
охвату слепых и слабовидящих детей со сложной комплексной патологией дошкольным
образованием;
·
социальной
адаптации детей, развитию их жизненных компетенций;
·
формированию
умений и навыков, необходимых для посещения типового дошкольного
образовательного учреждения компенсирующего вида;
·
подготовке к
школе в доступных ребенку пределах;
·
повышению
педагогической компетентности родителей
ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
Поиску наиболее адекватных путей,
адаптации и интеграции детей в дальнейшую жизнь способствует взаимосвязь ДОУ с
другими учреждениями города.
Работу всего коллектива можно определить, как
реализацию благородной цели: достижение максимально возможного счастья для
детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Список
использованной литературы:
1.
Закон РФ «Об
образовании» от 10.07.1992
2.
Образовательная
программа ГДОУ № 53
|