Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.06.2025, 07:43

детский сад № 53

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  

«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЯМИ ЗРЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ»

                                           Ю.В. Козлова– заведующая ГБДОУ № 53

          Л.А. Рудакова - заместитель 

   заведующей по УВР

ГБДОУ детский сад № 53 Центрального района СПБ 

«Консультативно-практический центр

по абилитации детей с патологией зрения»

 

 В Санкт – Петербурге 20 лет работает единственное в городе   дошкольное коррекционное учреждение для слепых и слабовидящих детей и детей с тяжелой сочетанной патологией (дети с ДЦП, глухие, с интеллектуальными нарушениями, множественные сопутствующие соматические заболевания, имеющие зрительный нарушения)  – «Консультативно - практический центр по абилитации детей со зрительной патологией».

Ежегодно детский сад обслуживает более 110 дошкольников -  инвалидов по зрению. Из них тотально слепых -  20% (у детей осязательный тип восприятия), с остаточным зрением - 30 % (зрение детей варьируется  от светоощущения до 0,08, осязательно-зрительный тип восприятия), слабовидящих - 50% (острота зрения от 0,08 до 0,2,у детей зрительно-осязательный тип восприятия).

Эти дети испытывают значительные трудности в получении информации в связи с ограниченными возможностями зрительного и тактильного восприятия, что значительно осложняет их самостоятельность, социализацию в современном мире.

При этом, в последние годы мы наблюдаем тенденцию уменьшения количества тотально слепых детей и увеличения численности детей, развитие которых осложняется интеллектуальными, эмоционально-волевыми и другими нарушениями. Часто, работа с ними ограничивается воспитанием в условиях семьи.

С удовлетворением хочу отметить, что сейчас одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является включение в систему образования детей со сложными сочетанными нарушениями развития, которые не могут посещать дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида.

Чтобы не допустить «выпадения» этих сложных детей из социума и предотвратить в последующем трудности социальной адаптации в обществе, в нашем учреждении открыты 5 групп кратковременного пребывания:

§  группа раннего возраста слепых и слабовидящих детей;

§  группа раннего возраста детей сложного дефекта;

§  2 группы детей дошкольного возраста сложного дефекта;

§  группа слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.   

Функционируют эти группы в четырех часовом режиме пребывания. Предпочтительным вариантом является ежедневное посещение ребенком групп кратковременного пребывания, для некоторых детей возможно пребывание в группе в течение нескольких часов.

Только за последние 2 года за помощью в группы данного типа  обратилось 110 детей с нарушением зрения и сочетанной патологией. В 2009 – 2010 учебном году обратились за помощью 65 детей с тяжелыми нарушениями зрения, их них 63 – с нарушением речи, 34 – с задержкой психического развития. В 2010 – 2011 учебном году показатели изменились: нарушение зрения –    у 65 детей, посещающих группы кратковременного пребывания, нарушение речи у 65, задержка психического развития – у 37.

Помощь детям в группах кратковременного пребывания имеет целенаправленный и систематический характер, включает коррекционную составляющую в соответствии с характером и структурой нарушений.  

 Согласно Закону «Об образовании» наше дошкольное образовательное учреждение разработало и реализует свою образовательную Программу, в вариативной части которой отражен накопленный нами опыт и специфика  воспитательно-образовательного процесса детей  со зрительной и сложной комплексной патологией групп кратковременного пребывания – их эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер.  

В соответствии с ФГТ коррекционная работа включена в обязательную часть программы, но вся специфика коррекционной работы, ее особенности отражены в вариативной части программы.

В вариативной части нашей программы предусмотрена работа с детьми, направленная на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а так же формированию навыков самообслуживания. Предполагается работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в большом  и малом пространстве, познания себя, ориентировка по частям своего тела и навыков самообслуживания.

Декларативным для нас является личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, которое осуществляют специально подготовленные педагогические кадры. Определенная материально-техническая база помогает осуществить коррекционную работу.

В процессе общения с детьми  специалисты осуществляют длительное изучение воспитанников: контролируют их психофизическое состояние,  уточняют диагнозы, оценивают результативность обучения на разных этапах. При определении форм и содержания  обучения выявляются сведения о характере, структуре и степени тяжести нарушений, обязательно учитывается информация о текущем состоянии здоровья воспитанника.

Цели и задачи посещения ребенком группы кратковременного пребывания варьируются в зависимости от особенностей развития конкретного ребенка, состояния его здоровья, индивидуальной программы реабилитации, запросов родителей. Одни дети готовятся к включению в процесс организованного воспитания в ДОУ, их учат контактировать с окружающими людьми, не бояться незнакомых людей и предметов, самостоятельно или с помощью взрослого есть, ориентироваться в пространстве группы, понимать и выполнять элементарные инструкции, особенно относящиеся к безопасности ребенка. С другими детьми проводят занятия, направленные на развитие их познавательных возможностей (в том числе на развитие зрительного восприятия) коррекцию речи, коррекцию физического развития.

Для реализации поставленных целей и задач в нашем дошкольном учреждении разработаны авторские образовательные программы по приоритетным направлениям развития слепых и слабовидящих дошкольников. Эти направления реализуются в Программе на основе комплексно-тематического подхода к планированию и интеграции деятельности всех специалистов ДОУ.

Образовательная программа учреждения четко обозначает, что каждый ребенок обучаем, но у каждого своя планка, свой уровень в обучении. Это предусматривает интенсивное изучение особенностей психического и физического развития каждого ребенка с ограниченными возможностями  здоровья, поиски организационных форм воспитания и обучения, разработку новых коррекционных технологий. Сложность дефекта детей предполагает работу с детьми по индивидуальной программе развития, которая учитывает гуманизацию образования, изменение содержания и форм взаимодействия в ходе обучения.

Миссия нашего дошкольного образовательного учреждения – индивидуальный подход к воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями  здоровья.

 Реализация индивидуального подхода осуществляется через медико-психолого-педагогическом сопровождение ребенка. Важно определить проблемы (медицинские, психологические, педагогические), их проявление и разработать сопровождение, подключив при этом родителей.

В Программе предусмотрена гибкость подхода ко времени освоения содержания каждого этапа обучения. Переход от одного этапа обучения к другому осуществляется на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования всех детей в группе, после обсуждения результатов обследования на медико-психолого-педагогической комиссии учреждения при участии всех специалистов, работающих с данными детьми.

В Программе в единстве решаются коррекционно-развивающие задачи, к которым относится физическое и моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка, развитие его зрительных возможностей.

Все направления коррекционной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решается комплексно во всех используемых формах его организации.

При организации воспитания и обучения используются различные формы проведения занятий: прежде всего индивидуальные, но при этом приветствуются подгрупповые и групповые. Для занятий в подгруппах дети объединятся с учетом их психофизического развитии.

Занятия проводят учителя-дефектологи (тифлопедагоги, логопеды), психологи, воспитатели, музыкальные воспитатели, методисты АФК при активном участии родителей. Четко соблюдаются продолжительность занятия, перерывы между занятиями, которые составляют не менее 10 минут. В случае необходимости время занятия может быть сокращено. Учитывается чередование занятий, требующих от детей умственного напряжения, занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающих активную двигательную деятельность детей.

В процессе каждого занятия предусматривается включение статических и двигательных нагрузок, проведение физкультминуток, релаксационных пауз. Время занятий распределяется таким образом, что бы с ребенком были проведены занятия с несколькими специалистами и даны подробные консультации родителям по работе дома, на период между занятиями.

В ходе обучения ребенка, находящегося на индивидуальном обучении, мы стремимся к тому, что бы он общался не только с педагогами, но включался хотя бы на небольшой период времени во взаимодействие с другими детьми(в играх, досугах, праздниках). Для этих целей организованна группа общения, приоритетом, которой является коммуникативная деятельность и, прежде всего, неречевая коммуникация: мимика, пантомимика. Если позволяет состояние ребенка. он может находиться в группе в течении определенного отрезка времени, участвуя в совместной деятельности детей и взрослых.

Педагоги подбирают доступный тематический и речевой материал, необходимые дидактические средства, используют наиболее доступные виды деятельности,  где ребенок с комплексными нарушениями может участвовать в доступной для него степени в общей работе.

Обязательным условием является присутствие и активное участие родителей в совместной деятельности. Поддержка родителей осуществляется постоянно: идет обучение их владению приемами общения со своими детьми, разъяснение роли семьи в воспитании ребенка с проблемами развития. Важным для нас является изучение проблем семьи и ее образовательных потребностей, привлечение к сотрудничеству, консультирование, просвещение, информирование.

В вариативной части Программы  не определяются требования к знаниям и умениям воспитанника, а определяются коррекционно-развивающие условия, которые создаются в процессе воспитания и обучения: качество взаимодействия взрослых с детьми, предметно-развивающей среды, программно-методического обеспечения.

 Создавая индивидуальную программу, педагоги допускают, что уровень достижений некоторых детей даже к началу школьного обучения может быть более чем скромным. Подлинными достижениями принято считать социально-личностную реабилитацию детей, овладения ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения, чувства комфортного пребывания среди сверстников и взрослых.

Положительный эффект посещения группы кратковременного пребывания детьми с нарушениями зрения ценен тем, что позволяет исключить стрессовые состояния детей, в которых они оказываются без специальной подготовки.

 

Реализация образовательной Программы в группах кратковременного пребывания способствует:

·        максимальному охвату слепых и слабовидящих детей со сложной комплексной патологией дошкольным образованием;

·        социальной адаптации детей, развитию их жизненных компетенций;

·        формированию умений и навыков, необходимых для посещения типового дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида;

·        подготовке к школе в доступных ребенку  пределах;

·        повышению педагогической  компетентности родителей ребенка с ограниченными возможностями  здоровья.          

Поиску наиболее адекватных путей, адаптации и интеграции детей в дальнейшую жизнь способствует взаимосвязь ДОУ с другими учреждениями города.

 Работу всего коллектива можно определить, как реализацию благородной цели: достижение максимально возможного счастья для детей с ограниченными возможностями  здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992

2.     Образовательная программа ГДОУ № 53

 

Категория: Мои статьи | Добавил: заведующая (27.08.2012)
Просмотров: 2769 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Ссылки
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz